Василий
Васильевич Кандинский (1866-1944).
Родился 16 (4) декабря 1866 г. в Москве, в
обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в
Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением
классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и
занимается рисованием с частным преподавателем.
"Помню, что рисование и
несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности", - писал он
впоследствии. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма
нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что "каждый
цвет живет своей таинственной жизнью".
Многих вводит в заблуждение фамилия Кандинского
– по идее, человек с такой фамилией может быть поляком, украинцем, евреем или
белорусом (литовским шляхтичем) по происхождению. Однако Кандинский был из
тунгусско-кяхтинско-мансийской семьи. Его жизнь была связана с Одессой, а
творчество – с европейским, украинским и российским авангардом. Он считается
одним из основателей и теоретиков абстракционизма.
Для русских художников он всегда был
неоспоримым авторитетом и после композитора Скрябина апостолом синтеза
искусств, пугающим своим европейским лоском и подвижным умом, проницающим
смыслы мгновенно подобно лучу.
Он чудом ускользнет на пароходе из любимой
Одессы, предусмотрительно ловко погрузив все свои картины – навсегда из абсурда
СССР.
Большинство (стадное) советских художников станут ненавидеть
его всеми фибрами души. Станет Сталин крестьян сгонять в
колхозы, а художников, писателей и композиторов – в союзы, своего рода артели
по вызову.
Для европейцев явился по сути мессией. Он обожал Европу, Россию же мыслил
местом концентрации силы; но эта страна была погружена десятилетиями в глубокое
состояние Негредо, бесовство и ужас преисподней.
Однако, он знал – в морозных белых
пространствах ее выковывается как и прежде новейшая доктрина Духовного.
Завистники близкие и далекие по духу не казались ему так противны теперь как
это удушье и спазмы в его дряхлеющем одиночестве. Лысеющий и толстеющий
эмигрант Марк Шагал – милый малый с его местечковой меланхолией, скатившийся до
иллюстративности и небрежной техники письма, был ему не интересен. Уже не было
на свете Малевича, который продвинул далее метод и это всегда глубоко волновало
Василия Васильевича Кандинского. Казимир Малевич не уехал из России и миссию
довел до конца...
Супрематизм таки меня победил! "Белый",
"черный" и "красный" "квадраты" Малевича стали
заключительным мощнейшим аккордом абстракционизма Кандинского.
Луч Духовного, зародившись в зигзагах хаоса живописи Кандинского и музыки
Вагнера, преломившись в кубистических корпускулах света, манифестировался в
чистом космическом лучезарном цвете и чистой форме пресловутых
"квадратов".
Великий Кандинский был великим шаманом.
Будучи непревзойденным мастером в области оккультной, или духовной живописи,
прозванной абстракционизмом, он также явился мастером перевоплощенья.
13-е декабря 1944-го года оказалось
фатальным для стареющего создателя стиля абстракционизм, ставшего идиомой хаоса
революции. Русский художник скончался в 1944 году во Франции, дожив до 78 лет.
Дэвид
Паладин родился 4 ноября 1926 года в племени навайо. Мать индианка, а отец –
белый миссионер. Мальчик воспитывался в резервации для индейцев в Чинли (штат
Аризона), откуда неоднократно убегал. В детстве и юности он ничем не отличался
от своих сверстников, учился неохотно, но все же освоил профессию картографа.
Во время войны он был на фронте и попал в плен. Он был почти при смерти, когда
англичане освободили узников концлагеря. Ему повезло: его отправили в госпиталь
в Вену, а затем в Мичиган. В течение очень продолжительного времени Дэвид
Паладин находился без сознания..
Первые слова, произнесенные юношей, возвращенным усилиями медиков к
реальной жизни, поразили всех присутствующих: «Я художник, имя мое — Василий
Кандинский». А между тем, во время пребывания молодого американца в
нацистском лагере, в возрасте 78 лет скончался русский художник-абстракционист.
Печальное событие произошло в Невилле (Франция), но сопоставить дни и часы двух
событий было невозможно, потому что за здоровьем лагерника никто специально не
следил.
Отпечатки пальцев пациента подтвердили, что он — бывший американский солдат
Паладин, который не имел никакой возможности изучать историю и искусство, языки
и живопись.
Однако у него уже в госпитале проявилась
неудержимая тяга к рисованию, и на холстах, предоставленных его по требованию,
были написаны первые картины., которые специалисты уверенно приписывали Кандинскому
по стилю, манере и неукротимой энергетике. Выздоровев, Паладин начал играть на
пианино, к которому прежде никогда не прикасался. Одним из излюбленных занятий
молодого человека стала аранжировка музыки местного оркестра, а у Кандинского
именно аранжировка была излюбленным занятием в часы отдыха.
Творчеством «начинающего» художника заинтересовались музеи в
Нью-Йорке, Гамбурге, Париже и Токио. Денверский университет и колледж Прескотт
в Аризоне предложили талантливому индивидууму преподавать живопись, композицию
и парапсихологию, Нью-Мексико художник открыл студию и приглашал для занятий
желающих. Его публичная жизнь — с выставками, выступлениями и консультациями,
которым покровительствовал директор музея Гугенхейма Томас Месссер, привела к
тому, что вокруг собиралось множество интересных и знающих ей, каждый из
которых готов был помочь в исследовании феномена. Именно подтолкнули молодого
человека к испытанию гипнозом, во время которого американский индеец говорил с
откровенным русским акцентом.
«Душа Кандинского, отлетевшая
от старческого тела, видя молодое тело физически здорового человека, решила
вдохнуть в него свою энергию». Во время другого сеанса гипноза все тот же
индивид сознался, что и сама душа Кандинского вобрала некогда душу композитора
Адольфа Адана, обеспечив ему музыкальные способности, а теперь перешла в тело
американца.
|